Мой прадедушка Шаяхметов Гильмурахман Шангареевич родился в 1924 году в деревне Нигматуллино. Когда он ушел на войну, ему было всего 18 лет. Из их семьи воевали еще два брата, но они, к сожалению, не вернулись: Лутфурахман погиб в ноябре 1942 года, он похоронен в Калининской области, в деревне Панюково, а Хабибрахман в январе того же года пропал без вести. Про войну прадедушка не любил рассказывать, когда его расспрашивали, на его глаза наворачивались слезы, и он молчал, вспоминают его дети. Он был очень храбрым, находчивым и решительным - дошел до самого Берлина! Был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги». Его два раза тяжело ранило и один раз контузило. Ранение он получил 17 сентября 1943 года и ровно через год снова – 17 сентября 1944 года. Прадедушка доставлял на передовую для бойцов и офицеров письма и военную корреспонденцию. После войны он еще два года служил в Берлине, был командиром отделения. Интересен тот факт, что в этот период он встретился с двоюродным братом в Берлине.
В 1947 году вернулся в родную деревню, где работал шофером. Женился на нашей прабабушке, у них родились шестеро детей. Как рассказывают его родные, он был человеком с юмором. Его смешные высказывания до сих пор вспоминают с улыбкой. Вот один такой эпизод: идет колхозное собрание. Некоторые начали возмущаться, что пожарные целый день сидят без дела (в то время он работал пожарным) и зарплату получают. Прадедушка встал и говорит: «Идите домой, устройте пожар, вот мне работа и будет».
После войны у него были проблемы с сердцем, но он никому не жаловался. В 1978 году 28 декабря у прадедушки остановилось сердце. Он уснул и не проснулся. Ему было 54 года. Односельчане помнят его и гордятся им, одним из восьми кавалеров ордена Красной Звезды села Нигматуллино.
Другой мой прадедушка Кабиров Бакир Басырович родился в 1905 году. До войны работал в колхозе бухгалтером, завтоком. Растил с женой двоих сыновей – Минияра и Ильяса. В 1942 году ушел на войну. Служил в легендарной кавалерийской дивизии Минигали Шаймуратова. Прадед возил раненых с поля боя в госпиталь. Под Харьковом был ранен в ногу – попал в плен к фашистам. Он был в концлагере в Польше, там он оставил запись на стене о том, что здесь был Кабиров Бакир Басырович. Эту запись увидел его односельчанин Ахмадеев Гарфетдин-бабай, а после войны рассказал супруге прадедушки. Она и сыновья очень обрадовались - сколько лет о нем не было никаких вестей! А прадедушку из Польши увезли в Германию, в Нюрнбергский лагерь, там их освободили американцы. Прадед рассказывал, что незадолго до этого их завели в газовую камеру, но система, пускающая газ, не сработала, и они остались живы. Когда до их освобождения осталось где-то три-четыре дня, наши самолеты стали бомбить. Самолетов было так много, что охранники закрыли пленных, а сами спрятались в бомбоубежище. Они голодали, самые смелые пришли к выводу, что они хоть как умрут - или с голода, или фашисты убьют, пошли в местный магазин и принесли хлеба. Удивились тому, что хлеб был в вакуумной упаковке. На другой день опять сходили, взяли не только хлеба, но еще и консервы, один даже умудрился забрать оставленный там велосипед.
Когда пришли освободители и открыли двери, никто не осмелился выйти. Думали, что сейчас их расстреляют. Это были американцы. Они предложили им поехать в Америку, некоторые согласились.
В 1945 году прадедушку отправляют на Донбасс работать шахтером. Ровно через год он вернулся домой. Его звали на Донбасс с семьей, жить и работать на шахте, но он остался в родной деревне. Как бывший пленный, с 1947 по 1951 год каждую неделю ходил пешком в Раевку, чтобы отмечаться. В то время те, кто был в плену у фашистов, считались предателями, им трудно было устроиться на работу, да и отношение людей к ним было другим.
После войны у прадедушки с прабабушкой родилось еще пятеро детей, в том числе моя бабушка Нафиса, которая и рассказала мне эту историю. Прадедушка трудился в колхозе, а в 1964 году трагически погиб на стройке мехамбара. У него остался маленький, меньше ладони, блокнот, где он вел дневник. В нем он записывал свои мысли, переживания, указал дату пребывания в плену, там были и переписанные стихотворения Мусы Джалиля. Оказывается, Моабитская тюрьма была расположена недалеко от их концлагеря, и они как-то умудрялись отправлять стихи Мусы Джалия в другие лагеря. Жаль, что блокнот не сохранился.
Хорошо, что он остался в родной деревне, в Башкортостане. Ведь на Донбассе опять гибнут дети, мирное население. Я от всей души желаю, чтобы быстрее закончилась эта война и наши солдаты живыми и невредимыми вернулись домой к своим матерям, детям и родным! Мы их очень ждем.
Я рассказала о двух моих прадедушках. Они – часть нашей истории, истории нашей Родины. А сколько их было в стране – миллионы. Мы должны гордиться каждым из них, помнить и чтить их память.