…В семье Пузановых из деревни Катайка Казанского сельсовета росло два сына и две дочери. Отец, Василий Федорович, и мать, Евдокия Алексеевна, работали в колхозе. А дети Елена, Александра, Борис и Егор учились в Казанской восьмилетней школе. В 1938 году семья Пузановых переехала в Раевку.
Борис, окончив семь классов, поступил на курсы механизаторов. После их окончания работал трактористом и комбайнером. А в 1939 году его призвали в армию. Службу нес на Дальнем Востоке, охраняя рубежи нашей Родины.
До июня 1941-го он присылал письма домой. В последнем написал: «Скоро демобилизуюсь. Увидимся». Это была последняя весточка от Бориса, служившего в 113-м стрелковом полку 32-й Краснознаменной стрелковой дивизии.
Уже в мирное время на имя председателя Альшеевского сельсовета пришло письмо от заведующего отделом редакции газета «Новая жизнь» Московской области В. Чехова с просьбой передать номер можайской газеты, на странице которой упоминалось о нашем земляке, родителям или родственникам погибшего воина – Пузанова Бориса Васильевича. Если нет родных, передать газету в редакцию районной газеты или в местную школу.
В корреспонденции «О чем рассказали медальоны» автора Чехова говорилось о том, как между деревней Вяземское и Клементьевским шоссе в сторону Ратчины, в лесу, что прилегает к Маркину болоту, у проходящей здесь проселочной дороги и была обнаружена обвалившаяся от времени братская могила погибших воинов. По словам старожилов, в этом месте, называемом Муравлевка, а также Сосновка, осенью сорок первого был большой бой. Гитлеровцы сильно бомбили лес и перерезали Клементьевское шоссе. Батальону или даже полку удалось прорваться из окружения. По всей вероятности это были воины-полосухинцы из 32-й Краснознаменной стрелковой дивизии.
В безымянной братской могиле вяземские ребята и нашли черные пластмассовые медальоны. В одном из них, на тонкой бумаге в трех экземплярах простым карандашом написано: Пузанов Борис Васильевич. Альшеевский район, Башкирская АССР. Раевка, Трактовая 11. В Красную Армию призван Альшеевским райвоенкоматом в 1939 году.
25 лет ждала своего младшего любимого сыночка Борю на тот момент 80-летняя Евдокия Алексеевна, для которой это было третье печальное известие. О гибели сына Егора, который тоже был призван служить на Дальнем Востоке, и мужа Василия Федоровича извещения она получила еще тогда, в сорок первом.
9 декабря 1966 года останки погибших воинов, в том числе и Бориса Пузанова были перезахоронены в братской могиле на центральной усадьбе совхоза «Павлищево» (в 6-7 км от г. Можайска и примерно в 3 км от места гибели). Местные жители свято чтут память погибших воинов-сибиряков и уральцев, сообщил в последующих своих письмах В. Чехов, передавший от имени убитой горем матери слова благодарности всем, кто помог узнать ей о судьбе сына.
Казалось, можно в этой истории поставить и точку. Но… Пузанов Борис Васильевич, 1919 г. р., до сих пор числится в Альшеевском райвоенкомате пропавшим без вести. Это и не дает покоя его родным, которые хотели бы, чтобы на стенде - галерее победителей среди героев-земляков были и фотографии погибших за наше светлое будущее близких им людей.
От имени Алевтины Ивановны Моисеевой обращаемся мы к поисковым отрядам учащихся раевских школ, Дома пионеров, которые бы помогли пролить свет и на военное прошлое старшего сына семьи Пузановых Егора.
Пусть оживут истории забытые страницы, расскажут о судьбе героев нам.
Пузанов Егор Васильевич.