Все новости
Общество
21 Января 2019, 02:00

След на земле

Взяться за перо меня подтолкнуло событие исторического значения для нашей страны - прорыв блокады северной столицы во второй половине декабря 1943 года воинами Северо-западного, Ленинградского и Волховского фронтов, где на передовой в составе 589-го артиллерийского полка сражался наш земляк из деревни Балгазы красноармеец Нугуман Гареев. А в его родном доме в это время жили супруга Халима, сыновья Ягафар и Канзафар, также эвакуированная ленинградка с детьми.

Путь к подвигу

В рабоче-крестьянскую Красную армию Нугуман Гареевич был призван в августе 1941 года. После краткой военной подготовки он стал артиллеристом полка, который и вел кровопролитные бои с наступающими в направлении Ленинграда вооруженными до зубов немцами. Противнику за

короткий срок, оттеснив наши войска

на север, стиснув их на так называемый «Невский пятачок», удалось блокировать город и поставить его на осадное положение. Как вынесли ленинградцы блокаду - отдельная тема разговора. Слова же казахского акына-мудреца Джамбула Джабаева «Ленинградцы, дети мои! Ленинградцы, гордость моя!» надолго врезались в память старшего ныне поколения советского народа.

Надо отметить, что прошедшего Великую Отечественную от начала до победного конца ветерана войны и труда Нугумана Гареевича я знал лично около тридцати лет как скромного, отзывчивого, трудолюбивого человека, отличного семьянина и отца шестерых детей. Мои односельчане, думаю, были не в курсе о его подвигах, боевых наградах. Ими он не кичился. А ведь он кавалер двух медалей «За отвагу», ордена Красной Звезды, на его счету немало благодарностей от командиров. Вот скупые строки одного из наградных листов бойца: «Красноармеец Гареев Нугуман Гареевич показал себя смелым в боях под Ленинградом, Старой Руссой, в освобождении Польши от фашистских захватчиков». Отмечается, что он не раз заменял раненых и погибших друзей своего орудийного расчета. Свои обязанности выполнял четко и быстро, благодаря чему было отбито немало атак противника, уничтожена его живая сила и техника.

Мирная жизнь

После окончания войны Нугуман-агай вернулся домой, в родную деревню. От односельчан узнал, как в мае 1944 года провожали они эвакуированных сюда ленинградских женщин и детей -

живыми и невредимыми - на

десятки обозах с красными флагами до станции Шафраново. Балгазинцы, алдаровцы все эти годы, отрывая от себя, делились с ними скудной едой, одеждой и обувью. Жили все дружно, работали не покладая рук, веря в победу, в колхозах «Янги куч» (Балгазы), имени Чапаева (Алдарово).

Как уже говорил, знал Нугумана-агая с того времени, когда учился еще в начальной школе. Мы, детвора, по пути домой часто заглядывали в магазин, где он работал заведующим. Увидев нас, голодных, утешал, что скоро настанут лучшие времена, ведь началась мирная жизнь, угощал. Особенно запомнилась вкусная халва, которая до этого нам и не снилась.

Позже узнал, что в самые трудные послевоенные годы он работал председателем колхоза «Мир», в состав которого входили деревни Чебенли, Сарышево, Тебетеево. Затем руководил комплексной бригадой в своей деревне, был начальником пожарной охраны. Вместе с супругой воспитали шестерых детей, вывели их на большую дорогу жизни.

…В армии, будучи авиамехаником одного из полков Ленинградского военного округа, мне приходилось летать над Финским заливом, Ладожским озером, где во время блокады пролегала «дорога жизни». Вокруг тишина, нарушаемая только гулом самолета. Внизу плещутся волны, проплывают поля, где колышутся хлеба и пасутся стада, видны красивые города и деревни области. А в ночное время на воде сверкают звезды. В этой мирной жизни есть заслуга и моего героя Нугумана Гареева.

Салим АСЫЛГАРЕЕВ,

ветеран-журналист.

с. Раевский.
Читайте нас: