Все новости
Общество
15 Мая 2022, 16:17

Семейные традиции Самигуллиных из деревни Новый Кипчак

В живописном уголке нашего района – небольшой деревне Новый Кипчак - живет крепкая и дружная чета Залии и Сабита Самигуллиных. Знающие эту семью люди говорят, что трудолюбие у них – в генах.

Семейные традиции Самигуллиных из деревни Новый Кипчак
Семейные традиции Самигуллиных из деревни Новый Кипчак

- Ничего сложного в этом нет, - если послушать Залию-апай, ткать палас – чуть ли не самое простецкое занятие. - Сначала овечью шерсть нужно перебрать, расчесать, спрясть из нее нитки, затем вымыть, покрасить в нужные цвета. Жаль, сейчас красок не найдешь, я использую пока старые запасы. Как нити будут готовы, заправляем станок. А там уж дело рук, - улыбается мастерица.

Залия Маратовна – удивительная женщина. Слушая ее неторопливый рассказ и не подумаешь, что лишь пару часов назад она подоила почти два десятка коров, напоила столько же телят и бычков, по пути насыпала корм всего-то паре-тройке сотне цыплят. Да, еще пропустила через сепаратор каких-то несколько фляг молока, разлила по баночкам сметану, процедила творог, корот – все это будет продано на рынке в райцентре. А ведь это лишь часть утренней работы, никто еще не отменял ежедневный ритуал женщин по дому – готовку, стирку, уборку. Какое уж тут увлечение, какие паласы?! - с каждой минутой нашего разговора я все больше склонялась к этой мысли.

- Если то, чем ты занимаешься, приносит тебе удовлетворение, то и время найдется. Тем более что помощники-то у меня по хозяйству отменные, - словно прочитав мои мысли, промолвила моя собеседница.

С ней мы познакомились на недавно прошедшем в нашем районе республиканском фестивале ковроткачества «Веков связующая нить». Среди множества паласов, представленных мастерицами из разных уголков Башкортостана, ее ковры отличали присущие для ткачих нашего, демского региона, орнаменты. Творения кипчакской рукодельницы были оценены по достоинству - жюри удостоило ее номинации «За верность народным традициям в ткачестве».

Тягу к ремеслу Залия Маратовна унаследовала от своей матери, знатной Нарыстауской мастерицы.

- Нас у мамы было шесть дочерей, среди них я – самая старшая. Как только она уходила из дома, я тут же садилась за станок. Уж очень хотелось мне научиться создавать эти красивые цветные узоры. Мама была строга. «Учитесь, работать всегда успеется», - наставляла она. Но я все равно тайком от нее продолжала ткать. К ее приходу все свои старания распарывала. Так, наверное, и научилась, - вспоминает она.

Чтобы не оставить бабушку одну, девочка жила и училась в соседнем селе Чебенли. Здесь и познакомилась со своим будущим супругом. Сабит приезжал к тете, которая жила по соседству. Так, еще в седьмом классе кипчакский парень приглядел себе невесту.

После школы Залия поехала в Стерлитамак учиться на секретаря-машиниста. В свободное время подрабатывала кондуктором. А после окончания учебы девушку направили на работу в Уфимское моторостроительное производственное объединение. Поработав два года, ей пришлось вернуться в Нарыстау. После продолжительной болезни умерла мама, нужно было ухаживать за младшей сестренкой, которой едва исполнился годик.

А растила Залия сестренку уже с супругом, тем самым Сабитом. Оба выросшие в многодетных семьях, на помощь они не рассчитывали. После женитьбы направились в соседнюю деревню Максимовку. Трудились на ферме. Сабит животноводом, Залия – подменной дояркой.

- В эти годы я очень много ткала. На дворе – начало 80-х, паласы в то время были почти в каждом доме, у каждой уважающей себя девушки в сундуке с приданым обязательно лежал хоть один тканый ковер. Вязала тоже. И носки-варежки, и шали пуховые, - рассказывает рукодельница.

Жители небольшой Максимовки разъехались кто куда, сегодня деревни нет и в помине. И Самигуллины вернулись в Новый Кипчак. Построили дом. Завели хозяйство. Залия Маратовна двадцать шесть лет проработала почтальонкой. А в 2012 году вместе с мужем они подались в фермеры. Сегодня у них есть своя пашня, на 200 гектарах выращивают пшеницу, ячмень, овес, подсолнечник, многолетние травы. Подворье полно живности: более полусотни голов крупного рогатого скота, только дойных буренушек - восемнадцать. А стая пернатых исчисляется сотнями: каждый год выращивают не менее 300-400 кур-бройлеров, двухсот гусей. Есть у них и крылато-жужжащая медоносная армия - 40 пчелосемей насчитывает сегодня их пасека.

Ведут это большое и крепкое хозяйство Самигуллины всей семьей. Главная помощница хозяйки - старшая дочь Зария, мама двух дочек и сына. Сын Азамат трудится вахтовым методом на севере, а его супруга Гульнара, тоже, кстати, из Нарыстау, работает в Кипчак-Аскаровской школе учителем английского языка. Ребятишек у них двое. Если Азамат трудится с отцом в отдыхающую вахту, то младший Денис, он женат на девушке Айгуль из Давлекановского района, в хозяйстве трудится постоянно.

В арсенале Самигуллиных - два комбайна, четыре трактора. Техника позволяет помогать и односельчанам. Весной пашут огороды, летом косят сено, осенью подвозят корм.

- У сыновей есть квартиры в Уфе, у дочери - в Стерлитамаке. Решат уехать и пожить по-городскому – мы не против. Им нужно детей обучать, без достойного образования и знаний сегодня – никак, - говорит Залия-апай.

У замечательной хозяйки есть еще одно увлечение – она мастерица не только в рукоделии, но и в кулинарии. Особенно удаются ей национальные блюда и выпечка. А коронное среди них – медовый баурсак. Активистка общественной и культурной жизни деревни и района всегда с удовольствием участвует в различных фестивалях и выставках изделий декоративно-прикладного и народного искусства, щедро делится своим опытом и знаниями. И не нарадуется, что старинное ремесло ковроткачества возрождается вновь, что паласы уже не музейный экспонат забытой истории в глубине бабушкиных сундуков, а снова становятся частью нашей жизни.

- На фестивале купили сразу два моих паласа. А на днях, увидев передачу по телевизору, приехали из Ишимбайского района. Паласы им мои понравились, оставили заказ. Вот думаю, почему бы и молодежи не присмотреться к народному искусству, не построить на нем свое дело. Традиционное ручное изделие, натуральное, ценится весьма недешево, один полноценный палас можно продать за 30 тысяч рублей, - размышляет  ткачиха.

А самигуллинская молодежь в этом смысле продвинутая. Ткацкое дело знают и дочь, и невестки Залии Маратовны. Более того, сегодня со станком на «ты» и внучки мастерицы, особенно живо интересуется им четвероклассница Альфина.  

- Пускай набирается мастерства, - улыбается рукодельница, заправляя нити для очередного паласа. - Ремесло старательному человеку лишним никогда не будет…

Правду сказали знающие люди – у Самигуллиных в генах не только трудолюбие, но и тяга к народным традициям.

Семейные традиции Самигуллиных из деревни Новый Кипчак
Семейные традиции Самигуллиных из деревни Новый Кипчак
Семейные традиции Самигуллиных из деревни Новый Кипчак
Семейные традиции Самигуллиных из деревни Новый Кипчак
Автор:Фануза Салямова
Читайте нас: