Деревня Абдрашитово расположена в одном из живописных мест Альшеевского района республики Башкортостан. Холмы и леса обрамляют ее с востока и запада, описывая полукруг. К югу местность более равнинная, прорезана глубокими оврагами, по дну которых журчат ручьи. На северо-западной окраине расположен живописный водоем – пруд, обрамленный березовой рощей и ивняком. Озеро вблизи деревни питают подземные родники.
Старожилы села называют деревню Таукулем, а по материалам документов старинное название деревни - Туктар-Габдрашит. Существуют различные суждения по истории образования деревни. Считается, что первыми жителями и основоположниками были выходцы из деревни Туктарово - старик Абдрашит и четверо его сыновей. Территория деревни была окружена густыми лесами, лугами. Плодородные земли давали хороший урожай. В озерах водилось много рыбы. По всей вероятности, эти условия и привлекли коренное население обосноваться в этих местах. Первые жители стали заниматься охотой и пчеловодством. По преданию старик Абдрашит ежегодно ездил в Оренбург платить налог за землю. Постепенно в деревню стали переезжать переселенцы из других районов.Деревня разрасталась.
В Центральном Государственном Архиве РБ имеются следующие записи о деревне:
- Токтар-Абдрашитово, деревня при р. Ток-елга и озере Тау-куль. Число дворов – 70, число жителей: М-193; Ж – 196; население – башкиры, мечеть – 1, мельница водяная – 2, ветряная – 1; занятие – пчеловодство.
- В алфавитной книге волостей и селений Уфимской губернии за 1901 год о деревне имеются следующие сведения: «Токтар-Абдрашитово, Альшеевская волость, Белебеевский уезд. Население – башкиры, дворов – 112, душ ревизских – 166, М – 623, земли наделенной 1273 десятины»
- В «Списке населенных пунктов Башкирской Республики» за 1926 г. имеются данные: «Токтар-Абдрашитово – деревня, преобладающая национальность – башкиры, число дворов – 158, число душ: М- 421, Ж – 479, число хозяйств – 64.
Топонимия деревни Абдрашитово
Зирекле кул – ольховое озеро
Таллык чишмэсе – родник, где росло много вербы
Салкын чишмэ - холодный родник
Торна сазы – журавлиное болото
Әбкәрим куле - озеро Абкарима
Кысык чишмәсе – Малоабдрашитовский родник
Казбай – в районе деревни Михайловка Абдрашитовского сельского совета находится место, где была маленькая деревушка , в которой жил бай, разводивший гусей
Япрак чокыры – урочище с огромным количеством листвы.
Ворошилов тавы – гора Ворошилова.
Богдан тавы – гора Богдановка
Фахри тубәсе – холм Фахри
Дегет базы – место в качестве скотомогильника, где использовали деготь для дезинфекции
Кыдрач асты – непроходимые кустарники
Урта таптау – средняя гора
Акшык буе – акшык - растение, растущее вдоль водоема
Янган куак – сгоревшая роща (дословно – кустарник)
Чиялек – место, где растет дикая лесная вишня.
Садрый чокыры – место, где жили родственники Садрыя.
До революции население деревни было сплошь неграмотным, деревня не имела школу. Дети могли научиться арабскому письму, грамоте только в местной мечети.
По материалам школьного музея известно, что первая начальная школа начала работать только в 1923 году. А первым учителем был Сулейманов Ягфар. Он преподает родной и русский языки, впоследствии назначается директором школы. Уважаемый учитель проработал до 1960 года, до пенсии.
В 1935 году начальная школа была преобразована в неполную среднюю школу (НСШ). Обучение сначала велось в школе на татарском языке. Впоследствии отдельные классы обучались на родном, а другие классы на русском языках. После Сулейманова Я.С. директором становится Закиев. Его супруга Тагура апа преподавала биологию, географию. Известно, что математику в эти годы вела Калканова Гадиля апа, а русский язык Янгузарова. В начальных классах работали – Ишбаева Гатия Габбасовна, Батталова Бикэ апа, Губайдуллина Зифа апа.
После войны с 15 января 1947 года здесь начинает работать учителем Нигаметзянов Галимзян Валимзянович. Фронтовик, участник Великой Отечественной войны, награжденный орденом Красной звезды и медалями за операцию по прорыву блокады Ленинграда, начал работать учителем физкультуры и военного дела, а после окончания БГУ, в 1960 г. – учителем географии. Впоследствии назначается директором школы. И работает в этой должности до 1977 года. Вместе с ним учителем начальных классов работает и его супруга Миниса Фазлыевна.
Здание школы постоянно меняло свое местоположение. По словам жителей, бывшее здание школы находилось недалеко от здания фермы. Одновременно с этим зданием действовала еще школа недалеко от места нынешней конторы. Это был барак, длинное деревянное помещение. Внутри по обеим сторонам располагались классные кабинеты, в каждом из которых была печка-голландка. Позже половина этого здания сгорела. После восстановления школу переделали под интернат для приезжих учеников из близлежащих деревень.
Новую школу построили в 1976 году, сразу после новогодних каникул выпускники 1985 года стали обучаться в этой школе. Эта школа в настоящее время находится на улице Лесная 1-А. Здесь работали уважаемые учителя: Гульниса Мухаррямовна (математика), Лия Валеевна (русский язык), Прасковья Семеновна, Таисия Николаевна, Халида Гафуровна, Фариха Вакиловна, Рифкат Булатович, Рафик Шарипович, Фанур Фазылович, Валентина Иосифовна, Асия Мавлияровна, Асма Хайрулловна, Газима Ибрагимовна, Зульфира Шакировна, Минсылу Курбангалеевна и другие
МАШИННО-ТРАКТОРНАЯ СТАНЦИЯ
С начала 30-х годов в стране начинается коллективизация. Положение населения в деревне было более сложным, нежели в городе. Деревня - поставщик дешевого зерна и источник дешевой рабочей силы. Государство постоянно увеличивало норму хлебозаготовок, отбирая у колхозов почти половину урожая. Оплата труда колхозников регулировалась системой трудодней. Её размер определялся исходя из дохода колхоза, то есть той части урожая, которая оставалась после расчета с государством и машинно-тракторными станциями (МТС предоставляли сельскохозяйственную технику).
И такая машинно-тракторная станция начала действовать в 1936 году в деревне Абдрашитово. Директором был Набиуллин Абдулла Галиевич. С 1936 года в МТС входили деревни Абдрашитово, Миляшево, Маркса, Красная Звезда, Нефороща-Ярусцево. Мирный труд деревенских жителей оборвала Великая Отечественная война. Во время войны не хватало не только рабочих рук, но и машин, тракторов, комбайнов. Эта станция функционировала и во время войны. С 1949 года МТС расширилась. Сюда уже приезжали не только с Альшеевского района, но и из соседних районов.
Колхоз имени А. С. Пушкина, Кагановича, Пятилетка, Уршак, Уразметово, Ново-Константиновка, Ташлы (Давлекановский район), Писаревка, Орджоникидзе, Зубовка, Петровка, Шевченко-Константиновка, Кипчак-Аскарово, Новый Кипчак, Калинина, Отрада, Дмитровка, Садовая, Клима Ворошилова, Михайловка - все эти колхозы обеспечивала сельскохозяйственными машинами МТС. Это означает, что станция обслуживала зоны трех районов: Альшеевского, Миякинского, Давлекановского. С 1950 года МТС стала называться РТС (ремонтно-техническая станция). Многие сведения об этой организации предоставил Давлетшин З. А.
Зуфар Абдуллович Давлетшин с 1952 по 1954 года служил в Калининграде.После возращения он стал работать инспектором по кадром, с осени этого же года механиком РТС. Кадров с нужным техническим образованием в деревне не было, поэтому Зуфара Абдулловича отправили учиться (с сентября 1956 по август 1958). В 1959 году (апрель) Абдрашитовское отделение РТС ликвидируется, создается колхоз «Дружба», куда входили Миляшево, Красная Звезда, Абдрашитово, Балкан.
С 1 сентября 1963 года РТС становится филиалом Раевского отделения сельхозтехники, заведующим МТС становится Давлетшин Зуфар Абдуллович.
В беседе с ним в 2007 году он с удовольствием вспоминал о тех, кто с ним работал: Аминев Масгут–инженер – контролер с правами, Нигаметзянов Якуб Имаметдинович – техник-нормировщик, инженер по зарплате, Халиков Фазлыахмет – бухгалтер, Гафуров Махмут – механик . Из рабочих: Титов Виктор Федорович - токарь–шлифовщик, Гавриков Иван Ефимович - кузнец–медник высокого разряда, Валеев Минулла Гареевич – токарь высокой квалификации, Хабиров Фарит Кабирович – электрик, Сахабов Авзал - слесарь, Лутфуллин Минулла Хуснуллович – молотобойщик, Кириченко Николай Васильевич – слесарь-моторист особой квалификации, Макаров Владимир – обкатчик двигателей, Трубников Иван Трофимович, Хисамов Зуфар Сагитьянович, Галиакберов Шайдулла Гадельшаевич – начинающие рабочие МТС. Бикташев Габбас Ильясович – слесарь ремонтно-топливных аппаратов, дизельных двигателей, прокладчица – Лутфуллина Зубаржат Гарфутдиновна, Хуснутдинова Салима Хайрулловна – техничка в МТС.
Задачей МТС было полный ремонт сельскохозяйственных машин и техническое обслуживание. МТС обслуживала часть Давлекановского района (колхоз им. Гафури – деревня Чуюнчи ) «Путь Ильича» деревня Аерлыкулово, часть Миякинского района (колхоз «Большевик», «Путь Ленина»). Из нашего Альшеевского района приезжали на ремонт из деревень Никифарово, Ташлы,Трунтаишево.
За год МТС могла отремонтировать до 350 комбайнов и тракторов. Летом принимали заказы с промышленных предприятий города Уфы. Запасными частями мастерскую обеспечивала Раевская сельхозтехника.
С течением времени жизнь улучшилась. Зарплату давали авансом 26 числа каждого месяца. Рабочее время продолжалось с 7 утра до 23.00. Контролировал качество ремонта Аминев Масгут Гайнатуллович. Для мастерской функционировало 25-местное общежитие по ул. Гаражной. Хозяйкой общежития была Левченко Елизавета.
После Давлетшина З. А. зав. МТС работали Ямилов Р. З., Кириченко Н.В, Хабибуллин Фанис. С 1991 года здание мастерской было передано в СПК «Заря».
В 1930-1931 годы на территории Абдрашитовского сельского совета были образованы колхозы: «Балкан» (в него входили д. Балкан, д. Игенчи, д. Н-Николаевка), им Блюхера (д. Михайловка, деревня Симоновка, д. Малиновка), «Тау-Куль» (д.Абдрашитово), «Красный Коммунар» (д.Абдул-Каримово), «Красная Звезда» (д. Красная Звезда, д. Сартбаш, д. Крымское), им Папанина (с. Богдановка), им. Чкалова (с. Линда, с. Михайло-Тавричанка).
В 40-х годах до войны было 5 бригад, после войны они объединились и составили одно хозяйство.
После неоднократных преобразований в 1966 году был образован колхоз «Заря». Колхоз занимался производством полеводческих и животноводческих продуктов по нормам наличия земельной площади и состоял из четырех бригад. Имел четыре молочно-товарные фермы, свиноводческую и овцеводческую фермы.
В 60-х годах в колхозе действовали 4 молочно-товарные фермы, надой на 1 фуражную корову составлял в среднем по 2137 кг молока. В марте 1992 года колхоз «Заря» преобразован в АКХ «Заря», а в феврале 2000 года – в СПК «Заря».
В настоящее время общая площадь хозяйства составляет 8090 га. Хозяйство находится в четвертом агроклиматическом районе. Рельеф территории представлен сочетанием водораздельных плато и природно-разделительных склонов, расчлененных довольно сильно развитой овражно-балочной сетью. Почвенный покров в основном представлен черноземами. Оценка сельхозугодий в хозяйстве равна 20,7 балла (в районе – 20,4 балла). Производственное направление СПК «Заря» - зерновое и скотоводческое с развитым выращиванием технических культур. Ведущей отраслью в хозяйстве является производство зерна, сахарной свеклы, подсолнечника.
С 1986 года возглавляет хозяйство Аминев Наиль Масгутович. Руководством хозяйства многое сделано для благоустройства населенных пунктов. Благодаря ООО «Заря» и его руководителю Абдрашитово отличается высокой культурой быта.
ИСТОРИЯ МЕЧЕТЕЙ АБДРАШИТОВО
Восстановить историю мечетей удалось с помощью старожилов села. Начали работу со старейшей жительницы – Кашаповой Минсылу (на момент беседы ей было 101 год). По ее словам, в 1906-х годах в Таукуль (старинное название деревни) находилось две мечети. Одна была расположена недалеко от нынешнего памятника Неизвестному солдату (сейчас это территория кладбища), а вторая мечеть в центре села (в настоящее время по улице Центральной). На месте первой до сих пор остались камни фундамента, а от второй, основной, ничего не сохранилось. Точно неизвестно, когда были построены мечети. По словам бабушки, мечеть была не новым зданием. Обе мечети действовали как храм Аллаха до 1918 года. Ее служители- муллы, мязимы и хазраты, в силу различных обстоятельств, постоянно менялись. Во времена Минсылу эби служил Гайнатулла-мулла, а в другой мечети Асфандияр-мулла. По ее словам, мечети отличались от простых деревенских домов. Они были очень красивыми и высокими, строились из толстых дубовых бревен. На одной из фотографий видны деревянные стены мечети. Высокий минарет был украшен позолоченной луной и звездочкой. Мечеть состояла из одной просторной комнаты, где в три ряда садились и читали молитву. При мечетях были дома, куда ходили учиться мальчики и девочки отдельно друг от друга. Во время учебы ученики сидели на полу на корточках. Шариковых ручек не было, и писали карандашами, к которым относились бережно, т.к. их в достаточном количестве не было. Преподавались как предметы религиозного содержания, так и светские науки. Минсылу эби вспоминает такие учебники как "Тарих-химия", "Тарих – ислам», "География", "Коръян турки", "Корьэн". Мулла учитель приходил учить и уходил для чтения намаза в мечеть обратно. В то время уже ставились оценки. Уроки были ненормированными. Мулла сам назначал время начала и окончания занятий. По словам бабушки, учиться им очень нравилось и к учителю-мулле (мугаллиму) все относились уважительно. В 1916 или 1917 годах обоих мулл вместе с другими жителями села ночью отправляют в Архангельск за то, что не сдали зерно властям. Больше о них никто ничего не слышал. На их место присылают нового Ахматхан-муллу. По словам другой бабушки, Кадиевой Кашифы,1926 г.р. - это был очень грамотный и преданный религии человек, который пользовался всеобщим уважением в народе. И если о других служителях шли какие-нибудь толки, то Ахматхан-муллу считали безупречным. При нем в мечетях появились парты, количество обучающихся увеличилось. Но по неизвестной причине, вероятно, в качестве наказания муллу вместе с семьей отправляют в Среднюю Азию. Его провожает весь народ. Власть Советов, отвергающая любую мысль о Боге, вероисповедании, религии, пыталась изменить идеологию людей. Религиозные служители подвергались массовым репрессиям, уничтожались мечети, церкви. И в 1918 г. в Таукуль было приказано снести минареты мечетей. В народе известны имена людей, которые, скорее всего, были вынуждены выполнять приказ, т.к. боялись ослушаться. Но есть версия, которую дает сын последнего муллы, Хамит Галиахметович Гайсин, который утверждает, что минареты снесли люди, называемые в народе сатлык яннар, т.е. предатели, и эти люди ничего хорошего в жизни не видели.
С 1918 г. по 1940 г. в здании основной мечети была открыта школа механизаторов, а в 1942-1943 г. вовсе бездействовала, и вскоре здание разобрали, перенесли и переделали в клуб. Другая мечеть, после разрушения минарета, стала действовать как мектеб и в ней дети учились до Великой Отечественной войны. Здесь вели уроки Такия апа, Гатия апа, Сулейманов Ягфар Сулейманович, Давлетшина Зайнаб Нурутдиновна, которая сама ранее училась в мектебе. После здание мечети было переделано под конюшню, здесь располагался конный двор, а еще позже было разобрано и на этом месте установлено кладбище. История мечетей нашего села заканчивается на 88 лет. Специальных молельных домов не стало, но, по словам Мусиной Сании Файзрахмановны 1925 г.р., были муллы, которые служили по приглашению сельчан. Она назвала их имена. Это Миннигали-мэзим, Сулейман-мэзим и его жена Гайзельбанат, которая лечила людей от недугов, принимала роды и пользовалась уважением. В 1931 в село приезжает указной мулла - Гайсин ГалиахметМусич. В народе его называют и до сих пор вспоминают как Кыеш-муллу (т.е. кривой). Дело в том, что в детстве он получил травму позвоночника, и пострадала шея. Беседа с сыном Хамитом Галиахметовичем, ныне проживающем в п.Чишмы, многое разъяснила. Галиахмет-мулла - человек с трудной судьбой. Родился в д.Каралачыково Стерлитамакского кантона АБССР (ныне Федоровский район).Обучался в медресе с.Стерлибаш, которое закончил на "отлично". Имеется копия свидетельства об окончании медресе и частичный перевод на русский язык. После окончания был направлен в свое село в звании Имам-хатиба. Вернувшись, Галиахмет-мулла женится на дочери купца Бибиасме, начинает обучать детей арабскому письму и другим дисциплинам. Это новшество многие мусульмане села восприняли враждебно. "Что же это, наши дети теперь будут, как русские, ходить в школу?"- говорили они. В селе оказались муллы, которые завидовали тому, что есть мулла гораздо образованнее и грамотнее их и написали донос, из-за которого Галиахмет-муллу чуть не отправили в Сибирь. Избежать ссылки в Сибирь помогли родственные связи жены, но в 1931 г. его все-таки отправляют вместе с семьей (в качестве наказания) в д.Таукуль. Сын муллы вспоминает о тяжелых годах разрухи и голода в деревне. Здесь к семье нового муллы относились очень осторожно. На его детей смотрели как на детей репрессированных - их не брали в школу, отбирали вещи, родители запрещали своим детям с ними играть. Позже отношение к мулле и его семье начинает меняться. Галиахмет-мулла становится уважаемым муллой. Он получает от Духовного управления мусульман разрешение и читает намазы в домах и на горе, где собирались сельчане для чтения гаит-намазов, начинает учить детей. Жители села (Хабибуллин Фарит 1928 г.р. Кадиева Кашифа 1926 г.р.), вспоминая, говорят о его красивом, звучном голосе. До 1962 г. Галиахмет-мулла живет и служит людям в Абдрашитово, после переезжает к сыну в п.Чишмы. В доме Халита старинные книги на арабском языке, которые передал ему отец. Это "Толкования Корана" в 7 томах, «Хадисы», "Татаро-арабский словарь" и др. Галиахмет-мулла наказывал передавать их из поколения в поколение. По словам сына, мулла в свое время нашел и долго хранил некоторую часть документов из разрушенных мечетей и при жизни передал их, предположительно, в архив Духовного управления. Этот вопрос остается открытым.
В октябре 2008 года учительница Э. Г. Лутфуллина обратились в Центральный Государственный Архив РБ с тематическим запросом. Из фонда архива для изучения материалов по мечетям с. Абдрашитово были предоставлены журналы фондов № 295,№394, описи №2 и №4. Засняв материал документов на видеокамеру, расшифровав и сделав записи тех, которые плохо читались, удалось выяснить следующее.
Из журнала "Оренбургское магометанское духовное собрание" (Фонд №295,опись №2) и журнала "Ведомость о числе приходов и духовных лиц Уфимской губернии"(Запись №586 по Альшеевской волости) мы узнали, что 04.09.1892 было дано разрешение на строительство 2-х соборных мечетей в деревне Токтаръ-Габдрашитово Альшеевской волости (старинное название деревни).Было указано, что приходом к данным мечетям причислялась деревня Мало-Абдрашитово. Из этих документов следовало, что, строительство первой мечети относится примерно к 1890 году, а открытие второй соборной мечети относится к 1915 году. И значит, на территории села 120 лет назад эти мечети начинают действовать и при них начинают служить муллы на законном основании. Но это не означает, что в деревне до строительства соборных мечетей не было таких домов, в которых проходили религиозные службы и в которых служили муллы. Первые упоминания о деревне относятся к 1795-м годам. В деревне проживало мусульманское население, и поэтому, я уверена, религиозные люди обращались к муллам. Эти предположения подтверждают и записи журнала "Дело об утверждении мусульман в духовных званиях и назначении их в мечеть деревни Абдрашитовой Белебеевского уезда Оренбургской губернии" (Дата начала журнала – 1809; дата окончания 1856). Здесь представлены указы о назначении религиозных служителей. Из приведенных указов видно, что еще в 1812, 1815г.,1855 годах в наше село назначались религиозные служители. Это значит, что в деревне уже тогда (т.е. 200 лет назад) существовали мечети и при них были религиозные служители. Для назначения муллы жители деревни собирали совет старейшин и решали, кого изберут муллой. Они подавали прошение в Оренбургское Духовное Собрание, которое в свою очередь направляло документы в Петербург. После их рассмотрения приходил Указ о назначении того или иного служителя.
Следующим этапом исследования стало изучение журнала "Дело № 127 о закрытии мечетей Альшеевской волости Белебеевского кантона". Здесь мы нашли записи документов в Башкирский Центральный Исполнительный Комитет с постановлениями о закрытии мечетей в д.Альшеево Белебеевского кантона и документ с подписями жителей, которые давали свое соглашение на закрытие мечетей. Так как население того времени, по словам историка из Государственного Исторического Архива было неграмотным, подписи ставились в виде родовой тамги (метки). К сожалению, в этих документах конкретно о закрытии мечетей с.Абдрашитово ничего не сказано, но совершенно ясно, что их ждала та же судьба, что и судьба мечети Альшеево. Это подтверждают и старожилы.
Современная мечеть построена по всем требованиям ислама. Красивое здание из красного кирпича имеет прямоугольную форму. Внутри мечеть начинается с просторной прихожей, где посетители могут подготовиться. С обеих сторон имеются комнаты для омовения (тахарат-хана), далее следует кабинет имама, подсобные комнаты. Спиралевидная винтовая лестница ведет на минарет. Центральный зал устлан красивыми коврами, на стенах суры из Корана.При мечети имеется исламская библиотека, доступная для всех. В мечети служит имам – Галимшин Азамат Маликович. 1 сентября 2006 г. на собрании его избрали имам-хатибом, мугаллимом мечети с. Абдрашитово. В мечети хазрат проводит занятия по изучению арабского языка. Еженедельно проводится пятничный намаз. Отмечаются все религиозные праздники.
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
Ценою неисчислимых людских и материальных потерь досталась народам нашей страны Великая Победа. Только по нашему району не вернулись с полей сражений второй мировой более 5,5 тысяч лучших сыновей и дочерей из ушедших на войну 12 тысяч альшеевцев. Известно, что по Абдрашитовскому сельскому совету с орденами и медалями с победой вернулись 80 человек. Погибших и пропавших без вести – 238 человек.
За годы войны многие наши земляки стали командирами и были награждены орденами и медалями. Среди них Хазиев А. З. (ракетчик), полковник войск ПВО Асадуллин И. М., подполковник Хайруллин З. Х., майор Янтурин Ш. З., капитаны Рахматуллин, Аминев и другие. Героически сражаясь, погибли лейтенант Гидисламов М. К., сержанты Галимуллин Г. Г., Нигаметзянов Я. И.
В школьном музее на стенде «Они вернулись с Победой!» мы можем увидеть фамилии наших земляков: Аминев И., Аминев М., Галеев С., Кашапов К., Нигаметзянов Г., Рябов Н., Салахов А., Фарвазов М., Халиков Н., Хусаинов Н.. Абдрашитовская земля взрастила настоящих героев – Султана Хамитовича Бикеева и Утяшева Фуата Шариповича.