Все новости
ЗАКОН И ПОРЯДОК
3 Марта 2020, 13:25

Электронные трудовые книжки: разъяснение актуальных моментов

Напоминаем, что 1 января вступили в силу два федеральных закона, которыми устанавливается возможность ведения информации о трудовой деятельности в электронном виде, а также вводится обязанность работодателей представлять эти сведения в информационную систему Пенсионного фонда России. Как будет происходить переход на электронные трудовые книжки? Гострудинспекция разъясняет актуальные моменты.

Где в Трудовом кодексе искать понятие «электронной трудовой книжки»?
В законодательстве понятия «электронная трудовая книжка» нет. Федеральным законом от 16.12.2019 г. № 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведения о трудовой деятельности в электронном виде» введён термин «сведения о трудовой деятельности» (статья 66.1 Трудового кодекса РФ). Обязанность работодателей представлять эти сведения в ПФР установлена Федеральным законом от 16.12. 2019 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Какую именно информацию о работнике работодатель должен сформировать в электронном виде?
В сведения о трудовой деятельности (СТД) включаются информация о работнике, месте его работы, его трудовой функции, переводах сотрудника на другую постоянную работу, об увольнении с указанием основания и причины прекращения трудового договора, другая информация, предусмотренная Трудовым кодексом РФ, иным федеральным законом.
С какого времени работодатель может не оформлять трудовые книжки при приёме на работу?
С 1 января 2021 года трудовые книжки на впервые поступающих на работу не оформляются. Формирование СТД осуществляется в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ.
Что нужно сделать работодателям в 2020 году в рамках подготовки к переходу на электронные трудовые книжки?
  1. Принять или изменить локальные нормативные акты (при необходимости) с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии);
  2. Подготовить и обсудить с уполномоченными в установленном порядке представителями работников изменений (при необходимости) в соглашения и коллективные договоры в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ;
  3. Обеспечить техническую готовность к предоставлению СТД для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда РФ;
  4. По 30 июня 2020 года включительноработодатель обязан в письменной форме проинформировать каждого сотрудника о возможности сделать выбор – продолжить вести его трудовую книжку в бумажной версии, либо полностью перейти на электронную.
  5. Отвечаем на вопросы, которые при этом могут возникнуть у работодателей.
    - Как быть, если работник не написал заявление?
    - В этом случае работодатель продолжает вести его трудовую книжку.
    - Как оформить выдачу трудовой книжки работнику, сделавшему выбор в пользу предоставления ему СТД?
    - Работнику, подавшему письменное заявление о предоставлении ему работодателем СТД, работодатель выдает трудовую книжку на руки. В неё должна быть внесена запись о подаче работником заявления о предоставлении ему СТД.
    Что должен сделать работник (в том числе лица, которые замещают государственные и муниципальные должности, должности государственной гражданской и муниципальной службы, другие виды профессиональной деятельности) в 2020 году?
    По 31 декабря 2020 года включительно работник подаёт работодателю письменное заявление о продолжении ведения работодателем трудовой книжки в соответствии со ст. 66 Трудового кодекса РФ («бумажная» трудовая книжка) или о предоставлении ему работодателем СТД.
    Отвечаем на вопросы, которые при этом могут возникнуть у работников.
    - В какой форме писать заявление?
    - В свободной, от руки, никаких специальных форм и бланков не будет.
    - Как быть, если в 2020 году сотрудник не исполняет свои трудовые обязанности при сохранении за ним места работы?
    - Лица, не имеющие возможности до 31 декабря 2020 года подать письменное заявление по ряду причин (период временной нетрудоспособности; отпуск по уходу за ребёнком; отстранение от работы), вправе сделать это в любое время, подав его работодателю по основному месту работы.
    - При смене работы нужно заново подавать заявление о ведении трудовой книжки?
    Нет. За работником, который не отказался от «бумажной» трудовой книжки, сохраняется это право при последующих трудоустройствах к другим работодателям. При этом в дальнейшем работник может подать заявление о ведении только СТД.
    Фото: yandex. ru
    Читайте нас: