Глава Башкортостана Радий Хабиров на площадке XXVI Петербургского международного экономического форума дал интервью информационному агентству ТАСС. Руководитель региона рассказал о новых инструментах экономической политики и поддержке ведущих республиканских брендов в различных отраслях.
– Радий Фаритович, в прошлом году объём инвестиций в экономику республики значительно вырос и превысил 500 млрд рублей. Как вы считаете, сохранится ли в современных условиях такая динамика и какие меры могли бы её поддержать?
– Действительно, по итогам 2022 года объём инвестиций достиг 512 млрд рублей. Это, на самом деле, хороший показатель, хорошая динамика. Санкционное давление не оказало большого влияния на эту цифру, потому что есть определённая инертность – многие проекты мы заложили раньше.
Мы понимаем, что более значительное влияние санкций можем почувствовать в 2023-2024 годах. Поэтому для того, чтобы сохранить устойчивый рост инвестиций, нужно привлекать средства в экономику уже сейчас.
Что мы для этого сделали? Оценив ситуацию, поняли, что должны предоставить инвесторам новые условия, которые, может быть, не предлагают другие регионы. В результате приняли республиканскую Программу защиты и поощрения инвестиций.
Суть нового подхода в следующем. Мы полностью либерализовали всё связанное с требованиями для получения статуса приоритетного инвестиционного проекта. Если раньше заявочный пакет документов на присвоение такого статуса был очень большим, то теперь мы максимально убрали бюрократию. Сегодня мы требуем, по сути, три документа, которые описывают содержание инвестиций, название предприятия и т.д. Это первое.
Второе. Зачем нужен статус приоритетного инвестиционного проекта? Потому что это необходимое условие для получения земли в аренду без торгов. Здесь мы существенно оптимизировали все процессы. Ранее бизнес зачастую сталкивался с долгими регламентными сроками. Иногда земля неразмежёвана, иногда участок находится под обременением. Поэтому были случаи, что землю для инвестпроекта выделяли больше года. Теперь мы договорились, что инвесторы будут получать участки в аренду не более чем за 60 дней.
Новая программа начнёт работать с 1 июля 2023 года. Она будет способствовать принятию положительного решения теми инвесторами, которые в силу разных причин пока ещё сомневаются. Для них всё очень упростили. Плюс, мы сохраняем все меры материальной поддержки – субсидии и налоговые льготы. Надеюсь, благодаря этим действиям, которые, на мой взгляд, адекватны текущей ситуации, мы сможем поддержать динамику инвестиций. Пересматривать плановые показатели в этой части не планируем.
– Следующий вопрос о международном сотрудничестве. Башкортостан тесно взаимодействует с Беларусью, есть совместные проекты. Вы также налаживаете связи с Ираном, Китаем, Турцией, странами СНГ. На какие ещё страны республика ориентируется в своей внешнеэкономической деятельности?
– Надо понимать, что после февраля 2022 года в плане внешнеэкономической деятельности мы оказались в абсолютно новой реальности. Рынки, на которые мы настраивали нашу экономику, в том числе внешнеэкономическую деятельность, поэтапно закрылись. Большинство наших контрагентов, партнёров были связаны с западными странами.
В течение прошлого года мы решали две задачи. Организовали импортозамещение тех продуктов, которые потеряли после разрыва экономических связей. А также искали новых инвесторов.
Прежде всего мы начали развивать сотрудничество с теми странами, по которым видели возможность быстрого эффекта. Это Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Китайская Народная Республика и Турция. Рассматриваем и другие государства, с которыми потенциально можем наладить эффективное взаимодействие.
Чтобы начинать диалог с каким-то государством для внешнеэкономических отношений, надо понять структуру его экономики, политическую ситуацию. Очень важно найти каналы взаимодействия и компетентных людей, которые помогут организовать этот процесс. Так, сейчас мы активно изучаем возможность сотрудничества с Малайзией. Это очень развитая страна с населением 30 млн человек, которая может стать для нас примером развития лёгкой промышленности и других отраслей.
Фактически в зачаточном состоянии находятся и отношения с Китаем. Хотя в последнее время товарооборот с этой страной существенно увеличился. Вообще, Китай сегодня стал нашим основным торговым партнёром, как и в целом для России. Это огромный рынок. Недавно мы открыли там представительство Башкортостана в составе торгпредства России.
– Как можно охарактеризовать товарооборот с Китайской Народной Республикой?
– Он растёт, показатели неплохие. В его структуре, конечно, большая доля продукции химической промышленности и нефтепродуктов, которые производят в Башкортостане. Есть и определённая доля сельхозпродукции. Мы экспортируем из Китая товары лёгкой промышленности, машиностроения.
– Есть предпосылки к дальнейшему росту товарооборота?
– Безусловно. Думаю, то, что мы перестали торговать с другими государствами, плавно перешло на Китай и на государства, которые готовы с нами общаться.
– Появились ли в последний год какие-то заметные новые статьи в товарообороте с Китаем?
– Очень серьёзное направление – продукция машиностроения. В частности, мы начали закупать в Китае сельскохозяйственную технику. Более того, это выгодно, потому что «Росагролизинг», который предоставляет хорошие финансовые инструменты для покупки сельхозоборудования, расширил льготные программы и на китайскую технику.
Кроме того, я с интересом отметил на одной из агровыставок сельскохозяйственные машины и тракторы, которые наши хозяйства закупили в Индии. Эта продукция уже начинает пользоваться определённым спросом и доказывает свою пригодность к нашим условиям. В целом появляются новые товары, которые мы раньше закупали на Западе.
– Как вы оцениваете работу делегации Башкортостана на форуме? Каких результатов ждёте от этого мероприятия?
– Отмечу огромное количество деловых встреч. На этой площадке собрались практически все наши партнёры – руководители министерств и ведомств, институтов развития, крупных компаний. Традиционно заключаем большое количество соглашений. Как правило, речь идёт о десятках миллиардов рублей.
– Вопрос про хоккей. Известно ли вам о ситуации с зарплатами хоккеистов клуба «Салават Юлаев»? Держите ли вы её на контроле? Как она должна решиться?
– С зарплатами в «Салавате Юлаеве» всё решено. У нас понятный партнёр, который обеспечивает финансирование. Были небольшие бюрократические вопросы, которые иногда возникают. Они касаются контроля и аудита, они все сняты.
Сейчас наша команда отдыхает, но уже скоро начнёт тренироваться. Следующий сезон, думаю, она проведёт бодро.
– Что с футбольным клубом «Уфа»? Сохранит ли он государственное финансирование?
– Безусловно. У нас в статье расходов уже есть госфинансирование. Мы поставили клубу задачу выйти в Первую лигу.
– Вопрос о «Башкирской содовой компании». Когда и кем будет принято решение об источнике сырья для «БСК»?
– Принимать решение мы будем вместе с руководством компании. Сегодня проходит дальнейшее изучение геологических особенностей существующего карьера Шахтау. Есть и альтернативные варианты – достаточно большие месторождения на продолжительный срок разработки.
– Если говорить об альтернативных источниках сырья, какой из них, по вашему мнению, наиболее перспективен?
– Сейчас нам важно понять, на какое время у компании хватит сырья в действующем карьере. При этом уже начинаем изучать альтернативные источники сырья, берём пробы на анализы для понимания пригодности использования в производстве. Подчеркну, что разработка шиханов для этих целей, безусловно, исключена.