Депутат Госдумы, член комитета по энергетике и координатор федерального партийного проекта Единой России «Зеленая экономика» Юрий Станкевич отметил высокую политизированность климатической повестки, но это не отменяет актуальности решения вопросов, связанных с адаптацией климатических изменений для нашей страны.
- По данным РАН, 65 процентов пашни, 28 процентов сенокоса, 50 процентов пастбищ России сегодня подвержены воздействию эрозии, дефляции, периодических засух, пыльных бурь, - заявил он.
По его словам, для ответа на эти вызовы, был запущен проект «Зелёная экономика». Среди его задач: повышение ресурсной эффективности экономики, усиление трендов экономики замкнутого цикла, предполагающее увеличение объема обращения вторичных материальных ресурсов, укрепление в обществе поведенческой модели, основанной на принципах устойчивого развития, включая отношение к окружающей среде, высокую социальную ответственность.
По мнению эксперта Сергея Швецова, России в текущих условиях нужно становиться эффективнее и даже опережать международную повестку в области ESG. Для этого есть задел - за последние два года созданы институты, позволяющие привлекать финансирование для ESG-трансформации. Несмотря на то, что российский экспорт постепенно будет меняет географию, даже на новых рынках в ближайшие годы неценовая конкуренция будет усиливаться, и фактор углеродного следа станет одним из ключевых при продвижении нашей продукции.
Эксперт также отметил, что ESG как проект предполагает изменение культуры и менталитета наших граждан, участие населения в достижении целей устойчивого развития. Финансовый рынок уже позволяет участвовать в финансировании экологических проектов и только за один год он вырос больше чем в 10 раз и его объем составляет 170 млрд. рублей.
Директор департамента корпоративных отношений Банка России Елена Курицына рассказала, что Банк России с 2021 года поставил перед собой вопрос, каким образом стимулировать инвестиции в «зеленые» проекты со стороны кредитных организаций, и как дестимулировать кредитование тех компаний, которые пока еще не встали на рельсы ESG-трансформаций.
- Сейчас ключевым элементом «зеленой» повестки является тема энергоперехода, тема борьбы с энергетическими изменениями. Эта работа, которая меняет баланс углеродного следа и делает более углеродно-нейтральной, эти проекты сейчас может быть должны быть в фокусе внимания и государства, бизнеса. Потому что они в моменте больше всего отвечают интересам национальной экономики, - отметила Курицына.
Она добавила, что Банк России поддерживает зеленые проекты, при этом уделяя особое внимание проектам адаптационным:«Сейчас готовятся соответствующее регулирование, изменения в стандарты эмиссии ценных бумаг, думаю, что до конца второго квартала их примем».
Заместитель директора Департамента финансовой политики Минфина России Павел Шахлевич рассказал о работе по актуализации Стратегии развития финансового рынка до 2030 года, которая включает в себя в том числе вопросы развития рынка устойчивого финансирования: "На наш взгляд основой устойчивости экономики станут крупные инфраструктурные проекты. В связи с этим необходимо в том числе развивать механизм инфраструктурных облигаций. Кроме того, крайне важно продолжать работу по формированию национальной системы торговли углеродными единицами, что в дальнейшем обеспечит эффективное международное торговое взаимодействие".
Руководитель центра законодательных инициатив ВЭБ.РФ Татьяна Медведева доложила, что ВЭБ.РФ подготовил так называемую систему оценки устойчивости инфраструктурных проектов, которые соответствуют всем международным стандартам. Кроме зеленого аспекта добавляются вопросы, связанные с социальными аспектами, производством продукции, строительством крупных инфраструктурных проектов.
Эксперт рассказала, что в России появляется два вида углеродных единиц: квоты и углеродные единицы, которые появляются в результате реализации климатических проектов. К сентябрю будет подготовлена нормативная база. Сейчас фокус сводится к тому, чтобы появился некий реестр, в котором будут учитываться результаты климатических проектов после их верификации. Учет углеродных единиц сегодня устроен так, что это не позволяет торговать ими на рынке. И здесь законодательство нуждается в совершенствовании.
- Чтобы они смогли стать финансовыми инструментами нужно пройти некий путь. Ими можно торговать как товаром или же как ценными бумагами, и третье – создать некую производную ценную бумагу, которая удостоверяла бы право на получение и использование углеродной единицы, - добавила Татьяна Медведева.
Татьяна Завьялова, старший вице-президент Сбербанка по ESG отметила, что решения, которые мы примем или от которых сейчас откажемся, неизбежно окажут влияние на наше развитие на горизонте 30 лет и более.
- Это критически важно для конкурентоспособности страны. И сегодня роль государства как законодателя, регулятора, центра мониторинга ESG-процессов становится чрезвычайно значимой. Поддержка государства необходима рынку и банковской сфере, вступившим в стадию глубинной трансформации, для продолжения финансирования зелёных проектов. От правильного выбора приоритетов и последующих совместных действий всех ESG-субъектов рынка, а также поддержки выбранного курса на государственном уровне зависит будущее, - сказала Татьяна Завьялова.
Директор Национального рейтингового агентства Арина Розенцвет подчеркнула, что задача в том, чтобы ESG- повестка не только продвигалась, но и оценивалась экспертами. Такой рейтинг будет стимулировать местные администрации уделять повышенное внимание ESG-повестке. Агентство обновило методологию рейтингов компаний, где разделены финансовый и нефинансовый секторы, а также готовится рэнкинг регионов.
источник информации pravitelstvorb.ru